?

Log in

No account? Create an account
 
 
30 August 2016 @ 09:55 pm
Recruiting - part I  
Я решила-таки начать с поста про работу. Хаха, одно моё вступление и предыстория заняли целый пост.

Почему я хотела поменять своё направление?

Изначально я пришла к product management, так как в классических организациях, продающих физический продукт (а это те организации, которые были мне наиболее очевидны), это - главная функция, которая ближе всего к general management. Позже, когда я была в стратегической аналитике и стратегии, я в этом только убедилась и обещала себе никогда больше не работать в supporting functions.

Сейчас же многое поменялось: и в отдельных индустриях, и в роли этой функции и в моем отношении к миру.

Во-первых, компании, производящие физический продукт, зачастую стали устаревать и быть все менее перспективными. Во-вторых, мне самой стало неинтересно работать в компаниях, которые производят... stuff. Какой бы красивенький или удобненький этот stuff ни был, мне сложно стало относиться серьёзно к вещам. В плане самой роли, во всё бОльшем количестве компаний роль превращается из бизнес роли в роль политического посредника между странами и менеджментом, между r&d and sales, или другими стейкхолдерами. Что в принципе само по себе не плохо, но value added зачастую если не мало, то по крайней мере очень сложно адекватно измерить или оценить. Или, например, ты занимаешься бизнесом и даже general management, но каждый месяц это погоня за месячными и квартальными результатами, что как известно, есть ничто другое, как earnings management, который не ведёт в long term к value creation (книга McKinsey "4 cornerstones of corporate finance" - моя любовь!!) Но в быту тех дней погони за месячными продажами ты так занят выполнением таргетов, что ради душевного спокойствия начинаешь пост-рационализировать, что это имело смысл и вообще развивало твои лидершип скилс. А методы то все известные: channel stuffing, cutting discretionary expenses (при этом оставляя дорогущие агенства), недоинвестиции в meaningful innovation, и прочее. Чтобы этой погоней заниматься и вправду нужны "лидершип скиллс" и из этого получаются большие лидеры. Лидеры больших организаций, которые морально и интеллектуально устарели. И лидеры, и организации. Лидеры устраивают из-за привыкания к middle class комфорту и отсутствия необходимости что-то реальное делать. Или, в случае с "хорошими людьми", из-за неправильных или нескоординированных систем поощрения (incentives) и глобально устаревших бизнес моделей. Если "старые деньги" и legacy компании хватает на то, чтобы менеджеры не испортили бизнес и чтобы купить/убить disruptors, то в общем менеджерам довольно сложно сильно навредить компании.
Я отвлекаюсь.

Говоря о менеджменте, следующий уровень после pm штаб-квартиры - product director/ head of product management. Это та роль, где пирамида резко сужается. При этом практически не существует объективных оценок работы product managers, поэтому все важнее скилы по наиболее эффектному убеждению клиентов делать (условно) channel stuffing by the end of the month. Желающих на эти роли очень много, поэтому работает perfect match опыта на бумаге, big brands on CV и, конечно, нетворкинг, когда эти роли не попадают в информационное поле (в большинстве случаев). Плюс есть ещё такая тема, что переходить "с повышением" часто получается только в менее ценные бренды, а в продуктах бренд - это всё.

Про переопределение роли. Естественно, вышеописанное положение дел не может продолжаться долго, особенно если продажи или прибыль не растут как хотелось бы (что неизбежно - expectations treadmill). В традиционных компаниях это выливается обычно в ещё большее сужение пирамиды и найм все более junior людей.

В new economy компаниях (хотя тут я тоже согласна с value by Mck, что законы экономики не поменялись, а вера в это приводят к пузырям) роль pm (=product owner) становится все более технической. Технической в сторону hard skills: technology, IT, design, user experience, digital marketing. Соответсвенно тренд в том, чтобы нанимать на эти роли не менеджеров, а специализированных (часто on paper) довольно junior людей. Либо профильных специалистов с science/техническим образованием или профессиональных пользователей продукта. Для меня вопрос открытый и неоднозначный, стоит ли учиться деталям технических скиллов.

Так что да, это было всего лишь предисловие, почему я очень хотела уйти из традиционного PM в традиционных компаниях. Это только одна сторона вопроса и я здесь не пишу о плюсах. А плюсов было тоже много, в первую очередь как раз разностороннее понимание бизнеса, всех отделов и процессов, политики корпораций и implementation (чего очень не хватает тем же консультантам). Я до сих пор не вижу более интересной роли в такого рода компаниях, но дело в пункте один - эти большие и известные продуктовые компании - это маленькая и не самая интересная часть всего того спектра где можно работать. И это та часть, которая по сути defines lack of imagination или extreme risk aversion. К вопросу о среднем классе, это ещё и не место где можно заработать деньги.

Соответственно, варианты работы после МБА у меня были следующие (надо сказать опять же не самые imaginative):

- product management in "new economy" company or grown up startup
- external consulting - в идеале с фокусом на маркетинг (который не креативный и не communications, а fact-based and central to business)
- strategy/internal consulting
- я-хочу-чего-то-прекрасного, сама-не-знаю-чего
- чуть-чуть смотрела Фарму

В следующей части напишу про on campus и off campus рекрутинг вообще и как он прошёл у меня
 
 
 
wildest_honey: ханькаwildest_honey on August 30th, 2016 08:27 pm (UTC)
как интересно! совсем другой мир для меня
Marinaemamster on August 30th, 2016 08:39 pm (UTC)
А как в твоём мире: люди верят, что делают что-то имеющее значение?
wildest_honeywildest_honey on August 30th, 2016 08:44 pm (UTC)
мой мир скорее фанатиков, которые о продвижении наверх почти не думают, за редким исключением. то есть получать больше было бы приятно, но это не то, что мотивирует.
И да, самый большой кайф моей работы - это видеть, что результаты кому-то нужны, и что их используют прямо сразу. и потом видишь микроскопы со своим алгоритмом, знаешь, что вот там тоже наши камеры висят и проверяют не сломан ли токосъемник у поезда и тп. в этом такой кайф, что остальное пофиг:) сейчас участвуем в создании прибора с нуля. это такой нервный процесс, но сегодня увидела что-то похожее на зубы на экране, и теперь мне так хорошо:) так как еще вчера на экране какая-то фигня была:)
Marinaemamster on August 30th, 2016 08:58 pm (UTC)
Про прибор с нуля - а кто вам задаёт спецификации и требования? Или у вас то что называется technology push? Нет такого, что вы придумываете классные вещи, а они не используются/не покупаются, так как нет рыночного потенциала или выглядит как-то "не так" ?

Я не знаю, насколько то, чем ты занимаешься, похоже на R&D в компании а-ля Филипс, но в Филипсе часто такие проблемы были

Про зубы классно! Это всегда жутко приятно, когда придумал что-то что (объективно) видно работает
wildest_honey: ханькаwildest_honey on August 30th, 2016 09:16 pm (UTC)
Есть клиент, которого скоро выдавят с рынка, если он не перейдет на цифровые технологии. Он далек от всего, так что его требования "не хуже чем у других":)

Мы делаем вместе с двумя другими компаниями, у одной большоц опыт в разработке девайсов. Безумно интересно.

Мы не как филипс, но если у филипса есть проблемы, то они обращаются к нам:) моя коллега им помогала с лампочками.

Мы консалтинг, решаем то, что другие не решили сами. Поэтому всегда новые задачи.

Мы почти стартап, когда я пришла, нас былр 15. Сейчас 30. Поэтому большая гибкость и энтузиазм
Giritgirit on August 31st, 2016 02:32 am (UTC)
Мне кажется в последнее время таких развелось очень много (я тоже работаю в таком феномене, сижу в огромном коворкинге ингода и по разговором кажется что все вокруг мои коллеги :).
grande_marmottegrande_marmotte on September 2nd, 2016 10:46 am (UTC)
Как интересно, и про мотовацию, и про ощущения очень похоже на нашу компанию, хотя мы чуть больше и чуть в другой области!
Marinaemamster on August 30th, 2016 09:00 pm (UTC)
А ещё про фанатиков, нет желания сделать свою технологию и свою компанию? Ведь с точки зрения технологических стартапов технические люди самые ценные часто
wildest_honey: ханькаwildest_honey on August 31st, 2016 07:06 am (UTC)
Зависит. У нас был проект, который вырос продукт, теперь есть спин-офф, который этот продукт продает.

Один коллега ушел, так как его идея стала приносить плоды, он делает учебную программу по математике, которая способна подсказывать в процессе решения и оценивать не только результат, но и ход решения. Мамфорд, издательство голландское учебников, заключило с ним договор
wildest_honeywildest_honey on August 30th, 2016 08:45 pm (UTC)
но я не считаю, что мы от этого чем-то круче! я скорее про то, что не смотрю на вещи так глобально как ты, и это интересно ужасно
Giritgirit on August 31st, 2016 02:42 am (UTC)
Как не хватает мне названий, упорядоченности образования на современный лад. Прямо как обратно в б школу идти нади. А где почитать про technology push, у меня это ассоциируется с апами (которые мы делаем, и тоже называем это push technology- когда с data science + бек ендом + marketing delivery, в одном флаконе) - но ты по-моему не это имела ввиду. а то что я называла по другому у себя в комопании.

А так, да, очень много excitement когда в маленькой компании и что то все время создаешь, и видишь что это и как оно становится реальным, вот прям из ничева. Спеки у клиентов теперь писать уже не модно, все клиенты спрашивают "а как вам лучше кажется".Только вот этот бесконечный рост добивает.

Класс что ты начинаешь что-то новое. I am sure its going to be fun.
Marinaemamster on August 31st, 2016 08:49 am (UTC)
Мба твоя думаешь уже не современна? И нет ли у вас каких-то предложений для выпускников?

Technology push - в традиционных продуктовых компаниях значит, что инновация идёт не от consumer insight, а от того что r&d придумал. То есть сначала сделать, потом маркетить. Это считалось большими табу, но сейчас с fast prototyping etc меняется что проще тестить продукт, чем генерировать инсайты. Большие же компании не работают так, да и сложно так как маленький даже fail на бренд влияет
Marinaemamster on August 31st, 2016 08:51 am (UTC)
Пс про клиентов интересно - от чего тренд, от безысходности?:)) в смысле поняли, что надо срочно меняться, но не умеют, поэтому доверяются?
Giritgirit on August 31st, 2016 01:03 pm (UTC)
С МБА - сам mindset and framework конечно остался и очень помогает. Особенно мне ... работая на стыке PhD and MBA, нас таких не очень много and MBA gives me an edge. Но информация, которую я учила, безумно устаревшая. Факты конечно можно плучить в desktop research or publications, они валом сыплются - но систематизированное мышление по этим фактам найти сложно (и даже у топ конлсалтингов часто очень поверхностные, не глубинные статьи). Плюс я же в технологии переключилась, а концептуальное понимание вообще на нуле, все на основе рассказов-собственных observations и struggles.

Пост MBA программы у моего альмы безумно дорогие и что-то они делают не то в смысле маркетинга, ну вот не было такого - что пришел емеил или реклама и "Ах". Поскольку я преподавала уже, хоть и в очень - очень плохонькой MBA программе, то вроде непонятно - толи мне учиться проситься - толи проситься семинары делать (но это некогда). Может быть, буду ближе смотреть на технологический MBA и производные программы у Корнеля.

Насчет клиентов - я всю жизнь проработала в сервисах (а не в продуктах), там совсем по другому роли распределялись. Теперь я чаще сталкиваюсь с "product manager" и они смотря на то что я делаю, иногда говорят " так ты вроде как product manager for data science". А я ничего не делаю, я просто помогаю моим гаврикам создать scope, который реалистично и полезно будет сделать. И у нас это может называться business development, pre sale, engagement management.

Клиентам в сложных продуктах / сервисах лень спеки писать, это целая работа и ресурсы. Если они хотят тратить такие ресурсы на requirements, то им уже и сделать проще самим. Я первый раз увидела product documents где-то лет 5 назад , и называла их "длинные бумаги, в которых множество ненужных деталей и только 10-20 важных предложений". Теперь я к ним привыкла уже. Второе - при такой скорости развития технологий, пока напишешь requirements они уже устареют, какой смысл. Плюс если это экспертная компания, то люди полагаются на твою экспертизу выбирать правильные вещи для них, а не делать из последней моды дня или что попало. Часть вопроса состоит в том, чтобы порекомендовать - что правильно именно для этих клиентов (а не поделать то, что они сами уже решили).

Сами технологи очень страдают от этого на самом деле, им сложно в таком мире, с точки зрения ментальности. Мне с ментальностью просто, но я же ничего в этом не понимаю (не как исполнитель, как начальник не понимаю). А у нас эксперная область, и лезть со свиным рылом в калашный ряд плохая идея. Поэтому я не хватаю на себя ответственность за некоторые куски, а осторожно с ними соприкасаюсь.

Edited at 2016-08-31 01:05 pm (UTC)
bleu_clairebleu_claire on August 31st, 2016 07:12 am (UTC)
Спасибо что пишешь! Буду ждать ещё
Я вот последнее время очень путаюсь почему product manager (которая бизнес роль в моем понимании) часто стал называться product owner, который у меня ассоциируется с agile product owner, который не на стыке IT и бизнеса, но прежде всего в new products/platform development...

Мне очень нравится твой ход мыслей - очень step by step and without being black and white. У меня отношение к работе пока очень immature - на данном месте интересно, чему то учусь, часы хорошие, платят хорошо, перспективы на 3-5 лет есть - и отлично. Когда достаёт и осознаёшь, что все это in the big scheme of things is not meaningful or won't allow me to buy (or even rent) a private jet in 10 yrs, то я в своей голове сразу ухожу в non profit 😅
matrioshamatriosha on August 31st, 2016 08:24 am (UTC)
нон профит тоже не позволит купить джет хаха ):):) и в быстро меняющемся мире иметь перспективы 3-5 лет это классно! Марина слово в слово описывает мою боль, и еще 5 лет назад мне казалось, что эта роль имеет самые лучшие перспективы, и сегодня я понимаю, что все изменилось :(
bleu_claire: vinatgebleu_claire on September 2nd, 2016 02:42 pm (UTC)
Смотря какой ног профит Дарлинг - у моего знакомого папа консультирует африканских диктаторов (как часть большой NGO) - те его отлично летают на PJ :)
Marinaemamster on August 31st, 2016 08:56 am (UTC)
PM бывает на трёх уровнях: HQ, regional HQ, country. В HQ пм занимается product development. Если с физ продуктами это работа с r&d, product design etc, то в софте как раз и есть весь этот agile, отсюда они сходятся. это как раз и есть то, о чем я пишу про переопределением - из бизнеса в более технологическую роль.

На региональном уровне ты посредник между HQ и странами и значимость/роль пм от компании зависит, но обычно это более бизнес и координация. На уровне страны ближе к маркетинг коммьюникейшнс и более client facing может быть.
e1gae1ga on September 2nd, 2016 06:22 am (UTC)
Ника, а почему в non profit? Спрашиваю просто потому что у меня уже несколько людей стали говорить про уход в non profit, но без каких-то логичных арнументов. Мне интересно, что, например, тебя в них привлекает. И какое развитие карьеры ты видишь для себя?
bleu_claire: vinatgebleu_claire on September 2nd, 2016 02:44 pm (UTC)
Ну это очень экзистенциальный вопрос среднего возраста - когда понимаешь что твои 10 часов в день не имеют какого то substantial impact кроме движения share price на 1-5%, начинаешь думать, что блин где люди реально нуждаются в помощи и твои 10 часов в день смогут поменять качество жизни для тысячи людей.
matrioshamatriosha on August 31st, 2016 08:25 am (UTC)
меня по-прежнему больше всего удивляет то, что процессы одинаковы в достаточно разных компаниях. Получается глобальный такой тренд в продакт менеджменте, но непонятно, почему он такой
Marinaemamster on August 31st, 2016 09:02 am (UTC)
Тренд в уменьшении "посредников" (как раз регионы и тп) и doing same with less (более junior ppl например). В этом всем мне не понятно, как расти, зарабатывать и карабкаться выше в плане middle class mentality

Думаю, свой бизнес это практически единственный путь получается и investments
matrioshamatriosha on August 31st, 2016 09:25 am (UTC)
ага. Я прямо тут cуечусь - с людьми встречаюсь, резюме шлю и т.д., но снова и снова тупики - и прямо кажется, что бизнес/investments и больше ничего .. ну или мы неправильно мыслим :)
e1gae1ga on September 2nd, 2016 06:18 am (UTC)
Я тут тебя поддержу, потому что я тоже с людьми встречаюсь, резюме шлю и те же тупики. Хоть у меня и роль и сектор другой. Вопрос, что не туда или не так смотрю появился какое-то время назад..
vanille_amandevanille_amande on August 31st, 2016 11:43 am (UTC)
Жду с нетерпением пост про мидл класс менталити. И про мальчика с романом A little life.
Молодец, что движешься, меняешься, а главное - Лондон.. )))
bleu_clairebleu_claire on September 1st, 2016 04:57 pm (UTC)
Слушай - ты уже которую неделю интригуешь - пиши про эту MC mentality - а то я тут уже в Тоскане с досуга и вина сама все додумала :))
grande_marmottegrande_marmotte on September 2nd, 2016 09:33 am (UTC)
Очень интересно, спасибо, что пишешь.
Всегда любопытно заглянуть в другие миры одним глазом.
И про фарму, как же я не дочитала :) Где ты смотрела, какую роль, какие были pros and cons?

Edited at 2016-09-02 09:36 am (UTC)
pavel_istpavel_ist on September 8th, 2016 06:04 am (UTC)
Поздравляю с Днем рождения! Здоровья и успехов, прекрасного настроения.
sirann: pic#67414880sirann on September 19th, 2016 06:28 pm (UTC)
Добрый день, вас иногда читаю, в Ваш ЖЖ пришла от am1975, хотя могу и ошибаться.
Я работаю в Фарме, точнее в clinical trials, top 5 CRO, которое делает исследования для Биг Фармы.
Если вдруг у Вас есть вопросы по фарме, задавайте, попробую ответить.

Одно время я работала в Фарме в медицинско- маркетинговой отделе- Medical Adviser, общалась с продактами, позиция была более чем престижная, более оплачиваемая, более экспертная, но ощущение ненужности и вторичности и отсутствие глобальной пользы сводило на нет все бенефиты. И я вернулась в клинические исследования, потому что там хотя бы есть иллюзия пользы. Инода и не только иллюзия.))

Edited at 2016-09-19 06:29 pm (UTC)