?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 September 2014 @ 02:01 pm
Naoshima & Teshima art islands - мой многодневный посто-труд  


Пару лет назад в журнале Artforum была дискуссия на тему того, что будущее современного искусства, возможно, лежит вне больших мегаполисов. Я объясняю себе идею этого "тренда" тем, что искусство в городах стало слишком доступным, его слишком много, что уменьшает его ценность. Японцы объясняют по-японски: среди всего современного информационного "шума" и дел сложно найти возможность созидания. Общение с искусством не должно напоминать поход в ресторан между дел. Чтобы проникнуться искусством, нужно преодолеть к нему путь и избавиться от ежедневного, - практически как паломничество по 88 temples. Искусство и есть паломничество 21 века. До идеи о том, что искусство в определенный момент  становится современным заменителем религии для некоторых людей мы дошли уже года два назад. Теперь вот реинкарнация этой идеи в словах японских арт-критиков.

Добраться на "арт-острова" Тешима и Наошима и правда сложно. Надо ехать на пароме от пары абсолютно провинциальных городов аграрной части Японии. Мы начали путь к островам от деревни kawaguchiko около Фуджи, и дорога нам заняла: 2 поезда, 1 электричка, 2 шинкансена, "airport limousine", ночь в отеле, съемная машина и два парома и велосепед. Всего 24 часа.

Вот иллюстрация дороги. Кавайные цыплята (и далее целый зоопарк) на фоне провинциально-рабочих дорог no-nonsense города Окайамы выглядят сюрреалистично

Чем больше приложил усилий для получения чего-то, тем больше этим чем-то потом проникаешься и тем больше в этом чем-то потом смысла и радости. (Поэтому часто люди с меньшими стартовыми условиями идут дальше, чем те у кого "было все", потому что титулы, статусы, желание собственной значимости и материальные вещи имеют реальный смысл и ценность, а не просто привычные картинки из детства). Если в жизни с "теорией усилий" иногда можно поспорить, то в случае с этими островами - так и есть. Это же самое искусство, если бы оно было вырванно из контекста недосягаемости, удаленности и site-specifi'чности не производило бы такой же эффект. Не потому что оно не достаточно сильное, а потому что ты просто не настроился на нужную волну. На островах ощущение того, что ты на краю света, особенно если отъехать на велосипеде от зон портов, нереальное, как нам написала в инстаграм подруга "looks like you are in Lost". Нам тоже так казалось. Идеально спокойная вода, сотни треугольных гор в экзотических джунглях, какое-то практически натуральные хозяйство и простые японские "фермеры" и рабочие, всё по-японски аккуратное, рисовые поля. И пустота. И современное искусство. Мирового уровня искусство. Контрасты уже давно ABC выставок, инсталляцией на заброшенной фабрике уже не удивишь, но тут контрасты возведены в n-ую степень. Искусство не просто раскидано по острову, а вписано очень аккуратно и крайне гармонично. И это создает диссонанс, от которого сносит голову: идеальная органичность и нереальный контраст приземленной аграрности и абсолютной концептуальной непрактичности (как будто верх и низ пирамиды Маслоу сошлись в одной точке) . Фишка арта в том, что это не очередная картина на стене, а именно "вписанность" в пространство. Музеи, построенные Андо специально под отдельные работы, 200-летние традиционные японские дома, в которых артисты сделали работы специально для данного места и контекста....

Качество самого искусства очень высокое. Это не top 20 общеизвестных branded names с фабриками типа Кунса и Мураками. Это тоже  известные и зарекомендовавшие себя артисты (но менее массово branded), которые создавали арт специально для данных объектов, приезжали на острова, работали вместе с архитекторами и реставраторами, иногда даже с местными людьми. Не буду вдаваться в смысл произведений и прочее - это отдельная тема для разговора за саке на балконе отеля в музее. Про книги, объясняющие идею искусства, напишу дальше.

Pо острову с дорогами под 12% спусками/подъемами ездишь на велосипеде с картой, как квест по острову сокровищ. Немного как биеннале, только в сто раз круче, так как ты не в туристический Венеции, а в Lost. (Тут важно уже не само место, а непривычность и удаленность места). Чтобы посмотреть многие работы, нужно разуваться, куда-нибудь спускаться, подниматься, ехать, идти или даже ждать пока глаза привыкнут к полной темноте. Нельзя фотографировать. И в этом всем чувствуешь смысл - именно чувствуешь, а не только понимаешь. Обычно я не люблю все эти занудные правила и считаю их глупейшими, но тут это все реально имеет смысл и соответствует. Помогает сосредоточиться на том, что смотришь, на мыслях и отдалить себя от ежедневного. Не делать арт очередной инстаграмкой.

На Ташиме главный музей - музей с одной работой, которая и есть этот сам музей. Бетонная открытая архитектурная структура, в которой, нет я не напишу слово "энергетика" конечно, но особенная атмосфера, эээ, просветления.. Это не только у меня литературный критинизм. Самое распространенное описание на tripadvisor было "you can't explain it in words, you just need to see and feel it". Ну как сказать? Даже Лукас полчаса наблюдал за текущими по бетонному полу капельками воды в тишине. Very Japanese. Almost religion.

Я очень не люблю высокопарные фразы и банально-шаблоно-возвышенные описания, особенно когда за ними мало что стоит, а это чаще всего. Здесь они только потому, что, да, единение с искусством, отключение от реальности, "искусство продолжает архитектуру, а архитектура природу" имеют буквальный смысл. Это редкость. Для меня это большая редкость.

На другом, чуть более развитом и посещаемом, острове Наошима мы жили в отеле, который прямо в музее, так что ешь среди картин Баскиа, а после ужина можешь пройтись по пустому музею после его закрытия и зайти из главного зала сразу к себе в номер, где во всю стену вид на спокойное море и треугольные разбросанные по морю горы. Номеров в музее всего 10. Тут же мы взяли книгу об искусстве острова и очень удивились уровеню арт критики, который оказался в разы выше (more insightful), чем тот же artforum (поняли, какой же art forum американский и часто superficial, пытаясь это скрыть терминами). количество новых и интересных идей на страницу было одын, а что очень много.

В частности, было сравнение - противопоставление архитектуры и концепта музея Гуггенхайма в Бильбао и Чичу на Наршиме. Гуггенхайм индивидуалистичен и не отражает ничего вокруг, желая стать It-building, никак не связан с искусством внутри, нацелен как раз на ту массовость, кто в ресторанах наелся и хочет заменить их артом. Как архитектура Гери орет "я", я такой крутой, я молодец, сфотай меня - я известный, а фото на фоне Гуггенхайма получаются "смотрите, я приобщился к искусству" (и у меня тоже оно, конечно, есть). Чичу - противоположность, он understated, он интегрирован в природу, он создан специально под конкретные 8 (!) работ, причем так, что даже Моне - единственная несовременная работа - выглядит интересно и приобретает смысл выше простой эстетики. Чичу не ориентирован на массовость, наоборот - массовость его убьет. Он не рекламирует себя и не продает, ему нужны только те немногие, кто его оценит. Американец и японец. Экставерт и интроверт.

Я ходила по музею chichu и думала "pure perfection". Я не помню когда последний раз в жизни думала про что-то, что оно perfect. Мне вообще странно слышать про перфекционистов по жизни. Перфекцилнистов единицы, а не все мы, кто говорит о пефекционизме, как о своей weakness на собеседовании или оправдывает этим, что не будет делать что-то нужное, если знает, что оно не будет сделано "идеально". Кстати, в этом и моя проблема с тем, что голландцы никогда не ставят оценку 10 (perfect). Я согласна, что не бывает perfect работы, но я не верю, что средний человек (даже если он учитель) сможет разглядеть perfection, даже если он случился.

Отвлекаюсь. Я к тому, что Тадао Андо - перфекционист, он создает perfect architecture, такие как Чичу, benesse house и даже церковь в Осаке. Таких единицы.

На этом высокопарность закончена, мне очень сложно писать в этом стиле) мне в силу своего характера вообще сложно и и не нужно описывать свои эмоции, а тут одни эмоции и ощущения

Вот, просто список experiences на острове, с повторениями, да, я в жж не MECE, но так наиболее просто вставить фотографии:

1. электрические велосипеды со скоростями и автоматическими замками, на которых можно доехать как раз в те глубины острова, которые дают нужный контраст. Без велосипеда не будет тот же эффект, хотя я сама не фанат мировой веломоды

вот карта квеста:

irmage





это не арт




2. поход по джунглям с табличкой "нельзя".

Лягушки там орут так громко, что в какой-то момент мы вспомнили, казалось бы, бесполезный факт, что бегемоты быстро бегают и стало чуть страшновато, что из этого арт-болота сейчас выбежит настоящий бегемот



DSC_1455





DSC_1459

DSC_1468





чем не Lost?





3. art house project, традиционные японские дома, в которых создан site-specific art. Больше, чем site-specific - сам сайт (архитектура и рестоврация 400-летних традиционных домов) тоже создан под арт
















DSC_1454


DSC_1438

generation gap



4. Naoshima bath house.

Грань тонка: это не онсен, в котором арт, а по ощущениям - арт, в котором онсен. то есть, представьте, вы приходите на выставку, а там вам говорят, что чтобы попасть на выставку, надо раздеться и залезть в ванну.

на фото выглядит как  спа дизайн отеля. На самом деле, дизайн отелей и дизай-онсен в Японии почти нет, ощущение здесь более артси

image rr



5.  жизнь в палатке.

Benesse house, конечно, ничему не превзойти, но мы решили, что если одной ночи кемпинга в нашей жизни и быть, то тут. Палатка на берегу моря,  туалет и вода на улице. Never again. Встретили там, голландцев, которые там на несколько дней, я долго думала как объяснить себе этот феномен. Любовь голландцев к кемпингу всемирно известна, но кемпинг на Наошиме в лице именно голландцев, - это когнитвный диссонанс

DSC_1539

DSC_1538


Untitled

6. жизнь в музее benesse house, отель - часть проекта benesse house, отель из 10 комнат находится прямо в музее, который я описывала выше

на эту ванну бесполезно смотреть и нельзя по мнению автора, в ней надо находиться, чобы в тебя стеклась энергия. Мы об этом узнали слишком поздно

Untitled

DSC_1542

вот это ночью в музее, в 20 метрах от номера

Untitled

сам номер

Untitled



7. паром

именно на пароме очень заметны контрасты, работники парома, которые, казалось бы не могут быть дальше от современного искусства и смотрят на арт-туристов то ли с удивлением, то ли с осуждением (как же это "искусственно" по сравнению с рыболовством), очень красивые виды на архипелаги островов, "забытый временем" сам паром, ну и как обычно, у нас хватало адреналина из серии заехать на паром за 30 секунд до отправления, без возможности поехать на следующем

DSC_1446

DSC_1497

DSC_1500

DSC_1522

DSC_1527



8. современный кайзеки в ресторане benesse house.

Мы практически не встречали в японии современный тренд реинтерпретации традиционных мотивов, что в европе дизайн отели в замках или практически вся "новая кухня". Пожалуй, кайзеки в ресторане Benesse house - наиближайшее к этому приближение, где с одной стороны минималистичная архитектура, арт и вид на море, с другой - весьма традиционный концепт кайзеки. Смену 10 блюд Лукас пережил с интересом, и надо отметить, что в любом длинном ужине они предлагают (по умолчанию) детские меню, которые вполне подходят детям с неутонченным вкусом, как у Лукаса

image 2






9.  природа,  натуральное хозяйство

вот так наш мальчик узнал, как растет капуста. Где бы еще он такое увидел?) Женя капусту не узнал

опять же по фотографии не понятно, почему видеть там капусту - удивительно и сюрреалистично, все те же контрасты с тем, где ты, с джунглями, и с искусством

DSC_1479

DSC_1472




Отдельное эстетическое удовольствие от иероглифов, так как полное их непонимание и экзотичность убирает все знакомое и привычное. Всякие банальные тексты в знакомом алфавите обычно портят любую картинку и приближают ее к обыденности; иероглифы создают загадкуDSC_1486
10. пляж везде

В Японии пляжи не популярны и мало используются по советско-привычному пониманию их назначения. В benesse house есть отель beach и отель park на пляже, но пляж не предназначен для купания. В смысле, он идеален для купания, но это там выглядит как-то "не к месту" и как-то если не низменно, то не classy, скажем так






вот это как раз Beach hotelDSC_1555
DSC_1562

DSC_1559


DSC_1571

фото из коллекции "я держу солнышко" и "мы все тут были"

Untitled



лодки, дублирующие лодки на картине в музее. Если стоять рядом с картиной, то в окне вид на эти же лодки



11. Naoshima art museum

вот это белое здание как раз и есть то, что "музей с единственной работой, которая и есть сам музей" и это тут даже Лукас полчаса смотрел как бегут по бетонному полу идеальные капельки rei naito. И это тут становиться очевидно, что инстаграмить это кощунство, вот ссылка http://www.designboom.com/architecture/ryue-nishizawa-teshima-art-museum/

далее Лукас и ко в их кафе. Еда на переднем фоне - пластиковая, что тоже весьма контрастно о высоком и приземленном

DSC_1470




imarrrge



image ttt



12. сам арт - работы, значения и мысли. Это отдельная тема, отдельные мысли и истрории, которые в этот пост уже не вставишь. Вот пара картинок



большинство об3ектов очень интерактивные, здесь, например, кажется, что сейчас упадешь в колодец

imagey

Это солдатике в виде японского флага, описывает японский менталитет и контраст эффективной послушности и невидения big picture. мы потом случайно нашли лукасу такого солдатика в сувенирной лафке. Наш единственный сувенир


image tt

Фото церкви Андо в Осаке.



вот тут тоже можно с фонарем по узкому туннелю зайти под землю и увидить этот же "лед", о внутреннем и  внешнем






вот про эту я бы написала отдельно. Горящие цифры символизируют скорость и насыщенность жизни людей. Местные жители задали скорость случайно, не зная замысла, но получилось разообразие почти как в жизни. И я думала там, вот как в отпуске, если каждый день одно и тоже, то кажется, что отпуск прошел быстро, а если насыщенная програма, то кажется, времени было больше, чем его было на самом деле. И так же с жизнью



Макет церкви в Осаке, тоже отдельная история. У Андо был сложный "бизнес кейс" - как сделать из коробки что-то интересное, при ограниченном бюджете и так чтобы отобразить идею религии в том числе. Он думал год



Найдите статую свободы



No one wins

DSC_1491

13. Chichu art museum, Naoshima

тот, где perfection




image 3




ну и вот - категория Other, ужин в местечковом ресторане Наошима, где меню только иероглифами, включая цифры




Вот. Я не очень довольна своим описанием. Мне кажется я не совсем передала тот дух и мысли, которые приходят там в голову.написала не обо всем и не показала фотаграфии в том виде, в каком хотела бы (но разницу между айфоном и даже простыми snapshots на зеркалке все заметили?).  но вот так или никак, иначе бы пост еще год видел в черновиках, все равно лучше описаний на tripadvisor). Если интересно и заставило о чем-то задумалься, отзовитесь, надо как-то "окупить" кучу потраченных на этот пост часов

 
 
 
Kappakappa3m on September 12th, 2014 01:24 pm (UTC)
У тебя вырос ребенок с неутонченным вкусом? Как же ты так?! :)
Marinaemamster on September 12th, 2014 01:41 pm (UTC)
Ребенок полу голландец, любит бутерброды с ореховым маслом

Но, ничего, я надеюсь, потихоньку приучим
dASHKA: merdedavarix on September 12th, 2014 01:33 pm (UTC)
вау, фразу про инспирейшен надо возвести в энную степень. вы нереально круты, и мне хотелось бы однажды пройти ваш маршрут.
даже по инстаграмму было ясно, что это путешествие было очень необычным, но, пожалуй, только после этого поста начинаешь понимать, насколько эта поездка была путешествием "мечты" - сорри за пафос, я под впечатлением.
Marinaemamster on September 12th, 2014 01:40 pm (UTC)
Ой, что же про инспирейшн я сказала? Нет сил перечитывать:)

Спасибо, я рада, что тебе понравилось. Эти два дня были нереальные, конечно. Думаю, в мире не так много мест с таким впечатляющим эффектом
(no subject) - davarix on September 12th, 2014 01:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emamster on September 12th, 2014 02:56 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
Marinaemamster on September 12th, 2014 02:38 pm (UTC)
Я вот искала, где такое есть еше. Нашла только mafta в техасе и Chang Mai в тайланде, но мне кажется по описаниям, что они "слабее"

В maeght не была, но идея может быть похоже да.

Тут фишка в том, что воплощение идеи идеально, вот просто walks the talk 100%
(no subject) - emamster on September 12th, 2014 02:43 pm (UTC) (Expand)
Веснаjackiebrown_ on September 12th, 2014 01:59 pm (UTC)
Просто что-то нереальное! Как другая планета или фильмы в духе фэнтези/науч фантастики!
Спасибо за рассказ! Потрудилась, однако
Marinaemamster on September 18th, 2014 07:35 am (UTC)
В первый раз мне тоже казалось, что другая планета, но сейчас, поработав с японцами и побывав уже, кажется вполне себе наша:)
(Deleted comment)
Marinaemamster on September 12th, 2014 02:12 pm (UTC)
Mindfulness изначально присуще японской культуре, конечно, очень, но в современном мире этого все меньше и меньше. В обычной жизни японского человека этого не много., а наоборот все бегом. В Токио музеи и галереи как везде в мире, хотя вот таких вариаций удаленных районов с артом в Японии несколько. Для большинства людей это скорее не в арте, а в том же онсен, например
(no subject) - emamster on September 12th, 2014 02:15 pm (UTC) (Expand)
Eternelleeternele on September 12th, 2014 02:21 pm (UTC)
"Чем больше приложил усилий для получения чего-то, тем больше этим чем-то потом проникаешься и тем больше в этом чем-то потом смысла и радости."

К сожалению, часто бывает наоборот - "Это того не стоило".

Но вы написали очень здорово, я почувствовала дыхание красоты.
Marinaemamster on September 12th, 2014 02:33 pm (UTC)
Я уверена, что многие из приехавших на остров тоже думали "оно того не стоило", "ну и?" и подобное
(no subject) - wanamisochin on September 12th, 2014 03:23 pm (UTC) (Expand)
Lady в Гаагеnongrata on September 12th, 2014 03:26 pm (UTC)
Эх, если бы только можно было перенести сюда культуру онсенов! :) Можно даже без арта!

Отличное у вас получилось путешествие. По сути тут сложно что-то сказать, кроме вот такой мысли: perfection на мой взгляд понятие не только индивидуальное, но еще и временное и occurrence based. Что perfect сегодня уже не perfect завтра. Или что perfect впервые, то во второй раз уже начинает приедаться. Остается только искать уникальные экспириенсы и надеяться, что ты их испытываешь в правильный момент своей жизни.
Marinaemamster on September 12th, 2014 03:42 pm (UTC)
Согласна про perfect, поэтому я написала, что почти никогда ни про что и ни про кого так не говорю, не называю себя перфекционистом и прочее. Но в моем мире perfect - это такая идеальная integrity, плюс когда реализация идеально соответствует замыслу, все сходится и все идеально исполнено

А про опыты, мне кажется, что в разные периоды жизни сам ищешь разное, поэтому опыты не так и случайны
zoookyzoooky on September 12th, 2014 04:38 pm (UTC)
Другая параллельная реальность:)
Когда же я выберусь в Японию?? У меня ведь брат в Токио живет, а я все не соберусь никак! Буду серьезно думать:)
camosciocamoscio on September 12th, 2014 05:20 pm (UTC)
Марин, спасибо тебе за труд, ты осталась единственным блогером из-за которого я не могу уйти из жж насовсем :))

Я теперь мечтаю побывать в этом месте, просто крышу сносит от крутости. Похожие ощущение у меня часто возникали в Скандинавии, в частности - в музее Миллеса в Стокгольме. У меня есть теория, что поскольку скандинавы поздно приняли христианство и практически сразу ушли в реформацию, в них оно не очень сильно укоренилось, и соответственно в них по прежнему сильно языческое начало и вместе с ним это особое ощущение "гения места". В архитектуре это проявляется максимальной вписанностью существующего ландшафта в архитектуру - в музее открывается дверь на втором этаже, а там кусок скалы и луг из диких ромашек.

Не хочу ударяться в эзотерику, но мне кажется в тех местах где искусство и природа (которые почти всегда на разных полюсах пространственно-временного континуума) существуют в абсолютном балансе, у человека возникает какое-то особое психоэмоциональное состояние. И кроме того, мне кажется что в таком случае места, архитектура и предметы начинают жить какой-то собственной жизнью и судьбой (типо как фигуры Янсена). Я увы не очень глубоко в этом разбиралась, но мне это крайне интересно.

Вообще буду очень рада, если ты сможешь порекомендовать интересную литературу по арту, я как раз на курсы идут с сентября, думаю очень пригодиться :)


vanille_amandevanille_amande on September 12th, 2014 08:08 pm (UTC)
Лена, пиши тоже больше. Твои мысли всегда очень интересны.
(no subject) - camoscio on September 14th, 2014 09:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - emamster on September 17th, 2014 08:21 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - camoscio on September 17th, 2014 10:21 pm (UTC) (Expand)
messy_tortillamessy_tortilla on September 12th, 2014 08:03 pm (UTC)
я тут была. все прочитала. даже дважды. ушла думать )))
круто на самом деле, именно эмоциями. мне тоже очень тяжело эмоции описывать и никогда не получается так, чтобы текст совпал с ощущениями. и мне теперь тоже туда очень надо. запланируем на послеавстралии
vanille_amandevanille_amande on September 12th, 2014 08:07 pm (UTC)
Фантастика, конечно! Особенно интересно читать твои мысли и ощущения, интерпретации. Поэтому пиши еще и про само искусство, и про книги - про все то, что ты вынесла за пределы этого поста.
Даже то малое, что я видела из японского производства в НЙ, очень отличалось от остального искусства. Хочется доехать, конечно, до Японии.

Сегодня ко мне подошла японская коллега на секондменте из Токио и показала японские свадебные фотографии подруги. Прелесть! Особенно свадебный наряд. Я говорю: боже, какая красота! Коллега мне: я так и знала, что тебе понравится, потому и показала. На вопрос, почему она так решила, она так и не ответила :)
Marinaemamster on September 13th, 2014 08:41 am (UTC)
Может быть изза стиля твоего и любви к путешествиям?

Про искусство сложно писать, вот как абзац про скорость жизни. Там этим прочусвовался, а на бумаге - как какая-то банальность выглядит, не?
(no subject) - vanille_amande on September 13th, 2014 09:37 am (UTC) (Expand)
grande_marmottegrande_marmotte on September 12th, 2014 08:50 pm (UTC)
Это потрясающе интересно, Марина, спасибо тебе, я не знала об этом месте, заношу в to do list :)
Вероникин вздор, агаmonsoon55 on September 12th, 2014 09:37 pm (UTC)
Очень поэтично! Здорово, что написала..

Что еще раз подтверждает мое впечатление от японской литературы - они с другой планеты.
bleu_clairebleu_claire on September 13th, 2014 08:01 am (UTC)
Спасибо за подробный рассказ.

Я вспоминаю, как моя француженка восхищенно мне о Наошима рассказывала, но совсем под другим углом - больше fashion...

Мне кажется очень интересно будет посмотреть, останется ли остров for pure art lovers как ты и она или станет скоро модой for those who can afford and want to boast about places no one else went to.
Marinaemamster on September 13th, 2014 08:32 am (UTC)
Он уже не для pure art lovers, pure art lovers редко могут себе такое позволить. А так мне тоже очень интересно, массовость концепт убъет

Но мне кажется, ты переоцениваешь количество людей, которые хотят boast и готовы ехать за тридевять земель ради этого. Я видела пару пар таких всего (из западных людей), именно в отеле (не далее), а так 80% японцы, 10% азиаты, 5% - западные экспаты из ближайших стран, 5% - западные хипстеры, студенты архитектуры и искусств (не hard data конечно:)) Другое дело, что даже среди японцев мотивации те же часто, boast и более fashion, а не глубокий интерес к искусству