?

Log in

No account? Create an account
 
 
18 September 2013 @ 03:18 pm
Рожденные в СССР - часть 1  

Я смотрела фильм с точки зрения социального эксперимента, понаблюдать за влиянием среды-генов и ожиданности-неожиданности того что было и что стало. Может быть, поэтому у меня от фильма как-то не было ни ностальгии, ни чувства общего детства или чего-то еще, и я не рилейтилась к героям лично и не рассматривала их в терминах нравится-не нравится.

У меня не было совсем уж тепличного детства и до 15 лет было очень нетепличное школьное и "дворовое" окружение, у меня хватало своих драмм, но в целом я выросла в полной семье, где все всех любили, у всех родителей, бабушек-дедушек были полные семьи, высшее образование, у некоторых научные степени, все были среднего класса интеллигенцией и относительно интегрированы в современную экономику и современное видение мира. Но сейчас, уже давно, все мое нетепличное окружение осталось далеко позади, я нисколько себя с ним не ассоциирую, не испытываю особых эмоций и не провоцирую воспоминаний, но оно сделало меня тем, кто я есть, в том числе. Точнее спровоцировало определенные заданные гены. В 15 моя жизнь резко изменилась потому что, я наконец-то "устроила себя" в хорошую московскую "спец-школу", и контингент стал совсем другим. В универе уже активно появились люди с бекграундом типа мальчика из дома на Набережной, 57-ой школы, МЭШ с IB-classes и прочей советской и пост-советской "элиты" (но, надо сказать, без купленных родителями машин и прочего show-off, который часто встречался в других универах того времени, большая часть этих детей были understated и поступили в универ честно и на основании знаний, ума и усилий). С некоторой стороны, можно сказать, что я видела очень большую дисперсию классов, регионов и прочего, но до половины героев Рожденних в СССР мне, конечно, как до Луны, и я даже не буду писать про детей из условий детских домов, жизни в многодетной семье священника, глубокой деревни или общежития. Хотя вот, учительница моя первая была одинокая мама наркомана, из общежития.

Я напишу про детей, которые выросли в плюс-минус благополучных семьях, среднего и выше классов, Антон, Лато (?) из Грузии и мальчик из Латвии. Ну и про Катю заодно, но в следующем посте, а в этом про общие наблюдения.


1. Факт остается фактом, гены определяют бОльшую часть характера, IQ, и даже во многом успеха-неуспеха по жизни (что бы мы не имели в виду под этим).

Как уже написали все оснванные на фактах книги, лучшее, что вы можете сделать для детей - это выбрать им хорошего родителя (второго в смысле). Характер и интеллект генетически задан, предопределен и его видно (по крайней мере backwards-looking) в фильме уже в 7лет.

Больше всего интересен, наверное, пример с Катей. Уже в 7 лет видно, что либо ей очень сильно промыты мозги мамой, либо у нее реально особенный интеллект, плюс она hyper sensitive (намного больше чем очень многие кто относит своих детей в эту категорию сейчас), но уже тогда понятно, что в социальном и психологическом плане жить ей будет сложно, либо она будет жить в своем иллюзорном мире. Мне кажется, что домашнее обучение и социальная изалированность в такой ситуации - это рубить сук, на котором сидишь. и в этом случае не японский надо учить, а помогать ребенку в социальном плане, либо сводить с детьми с подобными интересами. это тоже немного крайний вариант, характер и многое задано, но роль родителей очень важна в том, чтобы правильно поможь направить. Но мама проблемы ее не видела, судя по последней серии.

2. Стартовые условия сильно определяют будущий социальный слой и образование ребенка, но не успех в работе-карьере-бизнесе

сын дипломатов со средними способнистями учится в Страсбурге, мальчик из Литвы закончил инситут, сын простых рабочих из простого пролетарского района охранник при примерно таких же способностях (forgive me if i am wrong), у бедных но приличных пролетарских родителей дети не получили особенное образование из-за того же дохода, но по крайней мере не поддались окружению наркотиков. из детей из семей без высшего образования никто высшее вроде бы не получил (?).

Я задумалась, по идее в странах с низкой классовостью общества как голландия, должно быть меньше связи между образованием-доходом родителей и образованием детей (особенно если в 13 лет определяют на основании почти что IQ и рекомендации учителей, а все школы бесплатные), с другой стороны, все равно зависимость сильно прослеживается, и часто она подсознательная и стереотипная, не связана с доходом тем же.


3. неоднозначное - плохая жизнь заставляет быстрее взрослеть и местами даже делает людей лучше (глубже? добрее?) по сравнению с рафинированными детями богатых и благополучных семей.


Пример - грузин, хоть он и не видел плохой жизни в семье, он видел разруху вокруг. И как-то в 14 он адекватнее, чем в 7. Вечный вопрос - где тот баланс, который не полностью srew up'ит детей, но дает им понять, что за вещи в жизни надо бороться-платить-стараться и стремиться? Может быть, ребенок должен видеть и благополучие и проблемы/сложности родителей одновременно? или не родителей, но сам пройти? как с огнем, несколько раз обжечься, но не настолько чтобы сгореть?

В tiger mom была ссылка на исследования про high-achieving immigrant families, когда первое поколение проходит огонь-воду и медные трубы, из грязи в князи на пути к американской мечте, ни не задаются вопросом зачем, просто идут напролом, не жалея сил. Они так же выращивают своих детей, которые тоже становятся high-achievers в духе родителей только несколько меньшим трудом, а потом идет третье поколение и там уже вымываются эти силы, которые толкают вперед, дети просто хотят простой жизни и простого ненапряжного комфорта. Так же, по-моему, может быть и не только с иммигрантами, а с многими high-achieving families, "вымывание" третьего поколения, привыкание к комфорту, вызывающее апатию по отношению к личным достижениям. Мне кажется, в этом во многом "болезнь" европейских детей и людей моего поколения ("отсутствие стремления") и в филме очень показательный пример - это Антон из дома на Набережной. Да и на своем опыте, очень многие "выскочки" из регионов, с которыми мы учились, сейчас намного дальше в плане карьеры и традиционного понимания успеха, чем дети из условно 57-ой школы и дома на набережной. И опять же если у детей из 57 школы есть драйв и стремление, они в целом достигли большего, чем "выскочки" из регионов. Это уже к генам и той их части, которая более случайна.

Продолжение следует

Tags:
 
 
 
 
 
Стильные заметки, блог о стиле и модеupryamka on September 18th, 2013 01:43 pm (UTC)
у меня в универе был немного шок от окружения, в английской школе в принципе тоже были вполне благополучные дети, но семьи все равно были относительно простыми, а тут вдруг дети дипломатов, бизнесменов, докторов наук, мама дорогая. у меня в семье, кстати, я первая получала высшее образование, получилось в итоге два, за маму и за себя :-)) Мама была из деревни и ехала в город поступать, отлично училась в школе, но где сельская школа, а где киевский университет, она еще и на юриста хотела. то есть, в принципе, сложись по-другому, она бы тоже училась, бабушки с дедушкой вообще деревенские жители, но как-то наоборот подталкивали детей. и кстати, выборка, три дочки во времена СССР "выбились в люди", работали, хорошо устроились, а сыновья остались в деревне, и все это плохо кончилось. в тему мужского инфантилизма опять же.
3. про плохое я тоже подумала. та же Ася, которой хотелось в ее 7 лет стукнуть портфелем по голове, с возрастом приятнее стала :-)
С Катей все трагично, конечно, такой пример родителям, как делать не надо.
апатия к достижениям у меня тоже наблюдается, уютно растили все-таки :-))) забрать у Якоба половину машинок сегодня, что ли? :-)
Marinaemamster on September 18th, 2013 02:12 pm (UTC)
про связь в образовании детей-родителей, мне кажется, там важно не только учились ли родители, а то насколько они считают это важным по жизни, кто родителей окружает и что они детям за ужином говорят. Если твоя мама не поступила, но хотела, это наверное тебе как раз лишний толчок дало, это как раз про то, что я писала, что дети, наверное, должны знать и понимать не только самые позитивные моменты из жизни родителей. и вот как это донести до наших европейских детей не всегда понятно, "машинки отобрать" - ржу;) я реально много думаю на эту тему, исскуственный мир не создашь же, но и даже те проблемы, которые есть, они сейчас не так заметны и наглядны как в нашем детстве

тему про мужскую апатию в России я лично не очень люблю, наверное, потому что в моей семье этого никогда не было и близко, окружение 50-50 и я не люблю обобщения на эту тему. Я вижу достаточно апатии, как среди западных, так и среди русских мужчин. как и среди женщин, просто от женщин ожидания меньше и в принципе контрастов меньше, а социального конформизма больше.. Положительных примеров тоже не мало вижу везде


про Асю по 7 годам мне было сложно сказать и я не угадала;) мне было просто безумно смешно, как у нее в 7 лет уже были взрослые выражения, демонстративные закаты глаз и прочее, но дальше, она с одной стороны приятнее и глубже, с другой, тоже, мне показалось, надломленная очень..
Стильные заметки, блог о стиле и модеupryamka on September 18th, 2013 02:58 pm (UTC)
У нас с тобой есть возможность возить детей в Россию, пусть смотрят, что бывает по-другому, а потом сочинение на тему сразу ))) с Асей в 7 я тоже ошиблась, но глаза она и в 14 смешно закатывала )
(Deleted comment)
Marinaemamster on September 18th, 2013 05:44 pm (UTC)
Может быть, мы разное под генами имеем в виду? Ведь гены - это необязательно значит, что ребенок на родителей похож, это значит, что IQ и характер (например, big 5 personality) задан по рождению, там и родители и дедушки-бабушки и случайность постарались, но iq и характер не совсем определяют класс и образование полученное, а успех они очень опосредованно могут определять через проявление качества какого-то в определенной среде
(Deleted comment)
Katiasergiene on September 18th, 2013 02:49 pm (UTC)
Мне кажется, не все гены определяют и не все семейное окружение. Очень большую роль играет и социальное окружение, особенно в подростковом возрасте. Я имею в виду кем окружен подросток и кто составляет основную массу его общения. Вообще, я отчасти согласна с подходом, описанном в "Аутсайдерах" - изначальные характеристики, конечно, важны, но нужное часто стечение обстоятельств решает. В моем случае, переход в спец школу при моем университете сыграл решающую роль в моем образовательном и личностном развитии. А туда я попала просто благодаря учительнице, которая меня взяла на областную олимпиаду. Так бы, я пошла бы в другой университет и была бы совсем другим человеком, я уверена.
Marinaemamster on September 18th, 2013 06:09 pm (UTC)
Гены не все определяют, они не определяют полученное образование и соц статус/класс, но определяют IQ и характер (big 5 personality). Окружение - это часть среды, оно по влияет вместе с воспитанием родителей (nurture, environment). А про твой пример - почему учительница тебя взяла на олимпиаду? Опять же наверняка это речь об IQ и - или характере. Понятно, учительницы могло не быть и другие обстоятельства могли быть, но "другой человек", не знаю. Что под другим человеком имеешь в виду? Характер (big 5, MBTI) не меняется по жизни особенно, согласно twin and adoption studies; другое окружение, соц слой, мысли-заботы, образование - вполне.
Katiasergiene on September 19th, 2013 08:38 am (UTC)
Мне кажется, что характер тоже меняется в течение жизни. Какие-то, конечно, черты основные неизменны, но в целом личность растет и меняется, как мне кажется. Я сужу по себе: разные события в моей жизни повлияли и на изменения характера.

В общем, как мне кажется, что это такое дело - знал бы прикуп - жил бы в Сочи. Например, я знаю много отличников и в школе и в универе, кто сейчас не пойми кто не пойми где. А ведь отличник - это и интеллект, и упорство (в большей степени) - т.е. по идее все должно быть прекрасно, но не вышло.

Ты меня заинтересовала, посмотрю на выходных. Это сериал или фильм?
Marinaemamster on September 19th, 2013 08:49 am (UTC)
документальный фильм, 3 серии, есть на youtube. мне кажется мы просто немного по-разному вещи называем, поведение меняется, мысли, внешние проявления, это да, но личность - я не уверенна. Посмотри, там есть девочка Катя, как раз пример того, как из отличницы-вундеркинда получилось все весьма трагично. но опять же, личность ее имхо не изменилась, но под влиянием среды она(личность) стала трагично проявляться. В других условиях она могла по-другому проявится, но человек то тот же
messy_tortillamessy_tortilla on September 18th, 2013 03:29 pm (UTC)
интересно. по 2 и 3 пункту у меня такие же выводы, а по первому - почти противоположные ))) может я, правда, не так тебя поняла
я сама свято верила в то, что лучшее, что вы можете сделать для детей - это выбрать им хорошего родителя (исключительно как влияние генетики на интеллект). условно, если папа-донор передал ребенку гены и смылся, то ценный вклад уже сделан. но вот после этого фильма моя мнение изменилось.
во всех возрастах, даже в 7, самые глубокие дети, помимо Кати, - Андрей и Алмаз. Нестандартные мысли, склонность к анализу, рефлексивность, глубина. Стартовые позиции далеки от идеала. Т.е. не факт, что их IQ (врожденное) зависел от родителей. Во всяком случае я этой связки не заметила. И в ауле, и в неблагополучной семье может родиться ребенок, который соображает быстрее, чем сверстники. Надо бы почитать на эту тему конечно, чтоб со статистикой ))), но вот в фильме интересные мне дети были именно те, у кого позиции стартовые подкачали. А уже к 21 видно, что более благополучные дети в социальном плане вырываются вперед. Уже и мысли интересные выдают, и широту интересов демонстрируют, и кругозор, т.е. то, что влияет на их успех.
т.е. среда определяет успех по жизни. И это то, на что родители могут пытаться влиять. " правильный папа" это не про папины гены, а про папин уровень и его влияние на ребенка. Папа-необразованный тюфяк с высоким IQ вряд ли много даст ребенку (пример такого есть у меня в окружении родителей). А папа со средним IQ, но образованный, социализированный и со стремлениями - может.
В моей, кстати, семье интересно. В 4 года я учила неграмотную 75 летнюю прабабушку читать. Путь моих родственников – по-пластунски вверх. Прабабушка стимулировала бабушку выучиться на учителя (техникум), другая бабушка ходила в школу 10 км пешком, потом первая в своей семье закончила техникум 4летний при вузе и стала химиком. Она же двум своим сыновьям с пеленок твердила об образовании. Они росли без отца, денег хронически не было, но на занятия музыкой, репетиторов по математике и английскому, месяцами откладывалось (в ущерб мясу и сметане). Она же настояла, чтобы поступали они в Питер в сильные вузы. Мои родители оба с ВО, я тоже. Но уже на уровне моих братьев угадывается ниспадающий тренд – они явно менее активны чем я и наши родители- деды – прадеды. Братья младшие, их старт куда лучше, чем мой. Они не помнят ни еды по талонам, ни закрытых границ, когда поступали в вузы у нас уже были деньги на их платное образование (у меня не было, я знала что если не поступлю, пойду «в продавщицы»). Не очень меня этот тренд радует.
Marinaemamster on September 18th, 2013 06:17 pm (UTC)
Почти все исследования (twin and adoption studies) сходятся в том, что IQ и характер (big 5 personality, MBTI, etc) заданы генетически. Другой вопрос, насколько они влияют и на что? Тут уже неоднозначно. Глубина, анализ и тп не то же самое, что врожденный IQ, это о характере уже имхо.

А какой папа больше может дать - мне кажется, так тоже нельзя сказать. Смотря что важнее - соц слой или характер:) я имела в виду, выбор папы с точки зрения и генов и соц слоя, но и тут все равно гены могут более случайно сложиться, я думаю и у грузина и у литовца родители были умнее детей (just guessing)
messy_tortillamessy_tortilla on September 18th, 2013 07:29 pm (UTC)
ну анализ вроде как относится к IQ как элемент подвижного интеллекта (могу ошибаться в терминах, давно читала). глубина действительно вроде о другом, но косвенно все же она появляется при развитом критическом мышлении (ability to reason, работать с абстрактными концептами, дедукция-индукция вроде учитываются в IQ тестах). в общем да, я помню, что по близнецам (про адопшн не читала) были тесты и там есть зависимость определенная. но там прикол в том, что наследственный фактор с годами рос, а не уменьшался. поэтому в некоторых исследованиях говорится, что не учитываются важные предпосылки, например, стимулирующее воздействие среды на личное развитие (где среда стимулирующая, человек развивается активнее). про биг 5 нам на психологии говорили, что там влияние генетики и среды одинаковое. не знаю, может сейчас новые исследования появились, надо посмотреть будет.
про папу и характер тоже. в моей собственной семье характеры сиблингов (включая меня) почти диаметрально противоположные. бытовая логика, конечно, но очень наглядная. но я понимаю о чем ты, в идеале папа должен быть с генами и соц. слоем. просто фильм как раз удивил тем, как много в детях изначально, и как много в 7летнем видно природного, вне зависимости от среды, и как потом это природное теряется в лавине приобретенного.
Marinaemamster on September 18th, 2013 08:52 pm (UTC)
Я про IQ мало знаю, к стыду своему. Мне всегда казалось, что он на сообразительность и некий академический-школьный ум, но не на более сложные и взрослые конструкции (reasoning, cause/effect, концепты, глубину). Я знаю не мало людей, у кого очень хорошо с цепочками в тестах, но в плане суждений о жизни и бытовом reasoning очень и очень плохо. Плюс, мне кажется, что он тренируется хорошо, что по идее противоречит самому определению теста. Надо посмотреть. Я вот недавно очень удивилась, что в Голландии детей определяют в школы для одаренных по IQ тесту (>130) и что такие школы вообще есть
Marinaemamster on September 18th, 2013 08:55 pm (UTC)
Про биг 5, как среда влияет? То есть, они допускают, что со временем меняется характер (который глубже поведения? Поведение меняется, конечно). Я как-то не вижу этого на практике, но может это мой биас опять же
Marinaemamster on September 18th, 2013 06:27 pm (UTC)
Про старт я много думаю, где этот баланс, что и условия дали и "жизнь показали"? И от чего это зависит? Я боюсь, что тут тоже гены многое определяют, ведь в твоем поколении тоже очень немногие сделали "правильный" вывод из талонов и того, что родители не заплатят за учебу, многие слались просто "все равно не получится"
messy_tortillamessy_tortilla on September 18th, 2013 07:46 pm (UTC)
ну гены да, влияют, но не уверена, что определяют. если бы были только гены, то мой родной брат сделал бы те же выводы (с поправкой более благополучный опыт). родительский заряд на достижения у нас был одинаковый. но у него дальше дивана дело не пошло. это я не про то, что надо опустить руки. я думаю, что в нашем случае родители сделали просчет пытаясь в детстве его стимулировать теми же способами, что и меня, не учитывая наших различий. вопрос сложный. я тоже каждый раз после общения с ним спрашиваю себя как так получилось, можно ли было это как-то корректировать. он совсем неглупый, но у него ни к чему нет интереса, увлечений, ему неинтересно узнавать и получать новый опыт. а для меня это основная составляющая жизни, двигатель. эта разница оказалась определяющей. а ты уже видишь что-то в Лукасе, что наводит на мысль, что он приобретает голландскую успокоенность? вот у них в саду и школе, где дети еще совсем маленькие, неужели competitive дети не выделяются из толпы?
Marinaemamster on September 18th, 2013 08:11 pm (UTC)
Вы же с братом не одноклеточные близнецы!;) поэтому логично что разные выводы сделали) у одних родителей часто разные дети, в генах же много всего, выбор из многих родственников плюс случайность очень большая

Но вот есть такое социальное наблюдение, что у младших детей меньше стремлений по жизни. Интересно, подтверждается ли это как-то и почему так</p>

Про лукаса сложно сказать, я скорее по своему поколению сужу. Я не знаю кто у них там competitive, есть более громкие, более заметные, кто пытается других организовать, но это в отрыве от других факторов ничего не значит, а других факторов я не знаю)). Как на него повлияет не знаю, но если рождаешься в мире изобилия (жизнь в спокойной страны есть, дом есть, игрушек много, продукты из магазинов приезжают), то как-то откладывается, наверное, что это все часть среды, а не усилий, и как ему показать усилия не совсем понятно

messy_tortillamessy_tortilla on September 19th, 2013 05:56 am (UTC)
знаешь, нам как-то рассказывали про то, что есть такой bias, связанный с оценкой поколенческих черт, когда много переносов своего при оценке общего, упрощений и т.п. поэтому спекуляций много. я вот не знаю, были ли какие-то studies чтобы оценить меняется ли % активных/пассивных от поколения к поколению
а про близнецов прикольно. у меня в университетской группе со мной 6 лет учились бок о бок однояйцевые близнецы Я и О. первые пол года мы их не различали в шапках (прически были разные), а потом даже шапки не позволяли их спутать. О - ярко выраженный экстраверт, очень легкая в общении, такая sparkling personality, Я - полная противоположность, замкнутая, несколько даже угрюмая. их в группе называли добрый - злой. академические успехи одинаковые (красные дипломы у обеих), но характеры очень разные. нам их на семинаре по психологии привели как-то в пример как экстраверт-интроверт, а на криминологии мы изучали их почерки на наличие схожих черт и отличий. почерки разные были, но с повторяющимися одинаковыми элементами. лекции предпочитали списывать у Я, она более разборчиво писала, если она давала )).

Marinaemamster on September 19th, 2013 07:22 am (UTC)
Посмотрела быстро про биг 5, там действительно 50-50 среда и гены.... Но при этом пишут, что во взрослом возрасте черты мало меняются... Как-то я совсем не могу этого понять на бытовом уровне. Как среда может влиять на интровертность-экстравертность, например? Ведь это настолько изнутри, и кажется, что в е что я об этом знала говорило, что оно задано. Среда может делать человека стеснительным или заставлять вести себя экстравертно, но я не могу понять как человек внутри меняется? Я подумала, что те ты и наблюдения могут быть biased, потому что люди tend to think что они изменяются со временем и отрицать заданные факторы, но вроде бы измерения биг 5 consistent

Про поколение я согласна, но отдельно отвечу потом что я имела в виду
messy_tortillamessy_tortilla on September 19th, 2013 08:53 am (UTC)
ну вот про интровертов-экстравертов я как раз читала относительно недавно, что есть значительная часть тех, кто in between, и для них среда имеет очень большое значение. поэтому может по биг 5 этот фактор как раз влияет на 50/50. потом там есть такие факторы как тревожность. она вообще сильно средой определяется. повышенная тревожность может быть и у младенцев, но при негативном влиянии среды даже люди с пониженным врожденным свойством становятся требожными. открытость к опыту тоже сильно от среды зависит. вот так и набирается наверное )). как ты относишься к бранчу в воскресенье? где-нибудь в час-два.
Marinaemamster on September 19th, 2013 09:05 am (UTC)
согласна про тревожность и открытость, поэтому я MBTI больше люблю, чем биг 5;) мне кажется кроме in-between случаев там все как раз более стабильно

В это воскресенье? Хорошо отношусь)
messy_tortillamessy_tortilla on September 20th, 2013 03:11 pm (UTC)
привет! да, в это )) я тут утрясаю расписание все еще. как-то мои голландские друзья не потрясают воображение организованностью на этот раз. но наш бранч железно в силе. тебе какое время удобнее? я могу в любое время с 13 до 16. есть предложения по месту? я ничего не искала из мест, буду ползать по местам боевой славы, но они за 6 то лет могли уже и позакрываться. я тебе в личку свой телефон сейчас скину.
messy_tortillamessy_tortilla on September 19th, 2013 08:41 am (UTC)
тьфу, криминалистике
Juliajulbars on September 18th, 2013 07:04 pm (UTC)
очень интересно читать было. и сериал пойду посмотрю
про себя что хочу сказать
МГУ с красным дипломом, кандидат наук, два языка в активе
НО все это стало возможным, потому что в начале девятого класса я сказала маме, что мне нужен репетитор по английскому. за год выучила язык. перевелась (сдав 4 экзамена) в крутую английскую спецшколу, откуда 20 человек из моего класса поступили в МГУ. эта школа дала мне ВСЕ!!! друзей на всю жизнь, новые горизонты, там меня научили думать, размышлять, научили не бояться быть умным (в другой школе ботаники были аутсайдерами) и т.д.
то есть моя жизнь началась с десятого класса
мои родители умные, но без каких-то особых амбиций. я думаю, что от них я только iq и получила. ну и тягу к знаниям. у нас в семье это культ был
Marinaemamster on September 18th, 2013 08:02 pm (UTC)
Я рада, если пригодится, фильм очень интересный)

Мне школа с 9го класса тоже очень много дала и поменяла мою жизнь, но я там не случайно оказалась (как и часто в таких случаях), благодаря тем же генам и характеру моим, и помощи родителей (среда).
nik_proshlogonik_proshlogo on September 18th, 2013 07:49 pm (UTC)
Очень интересно, буду смотреть теперь.
По выводам, не совсем поняла о втором. Мне кажется, соц. слой и успех в работе-карьере связаны в большинстве стран. Я бы даже сказала, что работа определяет соц статус в конечном итоге.
Marinaemamster on September 18th, 2013 07:59 pm (UTC)
Я имею в виду (по фильму), что образованные и более-менее обеспеченные родители в большинстве случаев могут дать детям образование и как результат вход в определенный социальный слой, но не могут дать успех (ну например, в карьере) и стремления к свержениям. Последние только через гены, наверное
nik_proshlogonik_proshlogo on September 18th, 2013 08:17 pm (UTC)
понятно теперь.