?

Log in

No account? Create an account
 
 
27 February 2017 @ 04:12 pm
Рационализировать расходы - Часть 2  
Эта часть отвечает на вопрос "на что тратить"? И просят меня близкие к accounting люди, что у меня тут P&L и balance sheet перемешаны. Итак, на что тратить?
На инвестиции в себя.
- своё образование
Ничего не способствует социальной мобильности лучше, чем образование. И я тут, к сожалению, не про курсеру, а про красивые корочки лучших школ. Вот недавняя статья в economist  о том, что лучший способ войти в 1% верхнего дохода это получить образование в лучших университетах или жениться/выйти замуж. Университеты помогают и первому, и второму.  Университеты не для знаний (хотя в этих самых университетах со знаниями там все хорошо), а для социального и культурного капитала. Книга Pedigree: how elite students get elite jobs об этим. И если отвлечься от весьма специфического контекста on campus recruitment и перенести наблюдения автора на карьеру в целом, то многое видишь по-новому.
Если с университетом уже поздно, то МБА, executive MBA - это вариант. Если нет, то стараться общаться в кругах людей с этими credentials.
Образование а-ля курсера и прочее тоже, конечно, прекрасно, но это немного о другом. Оно не противоречит корочкам, скорее, наоборот, некоторые корочки учат lifetime learning. Мы недавно обсуждали с подругой чему нас научила МБА - и самое главное, это intellectual curiosity - искренний интерес к очень широкому спектру бизнес тем и получение знаний о нем из разных источников: от курсов до, наверное самое важное, первых рук. Вокруг нас столько людей, которые занимаются всякими интересными вещами, но мы часто блокируем знания от этих людей, подсознательно решив, что они занимаются чем-то, что не имеет к нам отношения. Все имеет к нам отношение, если смотреть на мир широко. Сколько у нас вокруг достаточно близких людей, про которых мы даже не знаем, чем именно они занимаются или как пришли к тому, куда пришли профессионально.
Очень частая ошибка тут (на мой взгляд, конечно) - это когда молодые мамы перестают инвестировать в свое профессиональное и интеллектуальное развитие. Опять же если мы говорим исключительно про экономическую сторону вопроса, то лучший спосов инвестировать в своих детей - это инвестировать в себя, так как ничто не дает детям больших привилегий, чем доступ к хорошему образованию, хорошему контингенты и "правильным" хобби. Последнее режет мне слух очень, но контингент и хобби очень важны для того, чтобы считаться своим в тех кругах, которые выбирают. Или мотивация - как сказал один мой бритиш знакомый: в гос школах Англии ты крут, если самый сильный; в частных - если самый умный. Некоторую часть детской мотивации можно решить, поместив детей в те места, где "круто" быть умным, активным и инициативным. Так вот, чтобы всё это образование детям дать, на него надо заработать, и, да, мамам тоже.
- здоровье и красота
Со здоровьем все понятно. Просто необходимо сделать инвестировать время и деньги в личную индивидуaльную predictive medicine, знать и управлять личными рисками. Единственное, что я бы хотела сказать, что здоровье - это гигиенический фактор, поэмоту я не поставила его первым. Конечно, если его нет, то это самое важное. Но если - есть, только одно здоровье не сделает нас счастливым, или на тему поста, традиционно, финансово успешным.
Почему красота? Потому что, кроме роста, на который мы не можем повлиять, красота - это один из немногих доказанных факторов успеха. Красота коррелируют с доходом, с успехом в переговорах, уровне доверия и т.п.  В отличие от роста, некоторые аспекты здесь поддаются влиянию: вес, физ форма, причёска, кожа, зубы.
Одежда и стиль.. при том что тратить деньги на вещи не самое лучшее  финансовое вложение, одеваться надо примерно так, как те люди, кто добился того, чего вы хотите. Желательно, чтобы просто по вашему внешнему виду можно было догадаться о той профессии и том статусе, на который вы претендуете. Я согласна со всеми стандартными правилами: лучше намного меньше, но более качественных вещей. Еще известны позитивные эффекты успеха  одной области на успех в другой. легче чувствовать себя нуть горы, если знаешь, что хорошо выглядишь.
- поддержание отношений
Здесь как и с одеждой. С одной, стороны, рестораны и going out  - это довольно-таки выброшенные деньги, особенно когда совсем не в первый раз. С другой, многие эти ивенты - тема для смолтока, делающая вас более "своим". Многие нетворкинг ивенты и просто поддерживание связей со своими знакомыми стоит дорого, и тут желательно избежать неосознанного self-selection. Например, во время моей МБА люди разделились на группы, кто хотел ходить в отличные рестораны и жить в прекрасных отелях, пока есть на это время, и тех, кто считал себя бедным студентом и выбирал преимущественно по бюджету. Думаю, понятно, в какой группе networking был лучше. Это заметно уже сейчас на относительно начальном уровне, а дальше будет все заметнее. Здесь есть нюансы, конечно, как определенные хипстерские дорогие вкусы, которые не связаны с более "классовым" self-selection (и часто как раз убивают финансовый планнинг), или безумно талантливые люди, которым никакие "кружки" (пока?) не нужны.
Для себя я решила в этой статье урезать ужины вдвоем без какой-либо networking value и "потребительские" путешествия. При всей жизненной необходимости one-to-one dinners outside home, так же прекрасно можно посидеть в местах и попроще. И с друзьями - решила чаще звать друзей домой. И не только друзей - ужины дома могут сближать больше, чем в ресторане.

- профессиональная помощь
Цель здесь прежде всего обеспечить себе время для инвестиций в себя, так как в итоге время наш самый ценный ресурс. Помощь я разделяю на два типа: бытовую и инвестиционную. Бытовая - это уборщица, бебиситтер, няня. Няня - важный фактор. я так часто слышу "если она там много работает, то ей помогает муж", или наоборот. Этот подход опускает роль хорошей няни, и как раз часто приходится вдвоем много работать, чтобы ее иметь. Еще я мечтаю об ассистенте, который бы помогал со счетами и администрацией, но пока не нашла какого-то вразумительного варианта, кто знает - делитесь!)
Инвестиционная помощь - это, например, в недвижимости: property management, агенты по сдачи, агенты по сдаче на AirBnb. У этих людей не всегда такие же инсентивы, как у вас (им надо больше сделок и цена вторична, нам нужно меньше сделок но по лучшей цене), это нужно понимать и брать в расcчет, но главное все равно - агенты помогают экономить время и находить клиентов.
В своем бизнесе - хорошие люди, кто делает саму работу. Обычно, найти клиентов и инвесторов намного сложнее, чем найти людей, поэтому приоретизировать нужно первое, а второе купить.
Про консультантов по налогам и инвестициям я говорила. Ко вторым я отношусь скептически: не значит, что хороших нет, но случаи, когда хорошие попадаются, ограничены либо очень большим wealth, либо другими insider вещами. Доверять стандартным банкам, фондам или advisers я бы не стала, как я писала в доходах. Про налоги: если консультанты просто заполняют декларацию с получением стандартных вычетов (ипотека, учеба и тп), то это бытовая помощь, а не инвестиционная. Инвестиционная - это когда человек помогает тебе думать о том, как лучше поступить: налоговым резидентом какой станы быть и когда, в каком месте откыть счет, как лучше разделить собстенныю бухгалтерию от бухгалтерии компании и т.п. Найти их крайне сложно, особенно в социалистической Европе, но в англо-саксонском мире они (надеюсь) есть.

- благотворительность
Вообще, главным мотиватором тут должны быть не финансы, а making the world a better place. Но важно это и в исключительно эгоистических смыслах. Во-первых, это может давать meaning, a meaning может быть (должен быть?) важнее счастья. во-вторых, charity - это современный вариант "правильного" хобби и нетворкинга. начиная с какого-то этапа, это просто ожидается от вашего СВ и это делает вас более "своим", что особенно необходимо при отсутствии любви к регби.
На что НЕ тратить?
Мне кажется, тут дело не на "что", а "когда" и на каком этапе дохода. Заработанные выше определенной своей палки деньги можно потратить на whatever makes you happy, но чего не стоит делать точно - это тратить сейчас на краткосрочные прихоти (здесь вещи и иногда поездки, рестораны и тп) или недоходные активы (машина, жилье "для себя"), которые очень сильно зажмут cash flows и средне- долгосрочное "благосостояние". [Вообще, сложно писать на эту тему, так как многие слова режут слух, как циничные, эгоистичные и прочее, но это опять же, все мы думает об этом так или иначе, и несколько hypocritical и неполезно для самого себя считать эту тему табу]
- Потребительские кредиты и кредиты по кредитным картам
Эти два - очевидное "зло", на которых ничего соптимизировать нельзя. Надо отличать от ипотеки, которая очень даже часто может быть выгодна тому, кто ее берет и которую часто не нужно погашать, даже если можешь себе это позволить (часть 1). С потребительскими кредитам и кредитками экономика совсем другая и хорошего результата от них мало.
Понятно, что я не предлагаю не пользоваться кредитками, я просто предлагаю иметь вразумительный лимит (скажем в размер месячной зп) и настроить direct debit на 100% суммы в месяц. В Голлании, кстати, это стандарт, а так же нет культуры кредитных рейтингов (кажется, их вообще нет!). Меня очень удивило, когда английский банк спросил меня какой % кредитки я хочу погашать в месяц. Я никогда даже не задумывалась, что возможны варианты. Можно заниматься сбором всех этим points на карточках. Например, один мой коллега всегда платит всем по корпоративным счетам, чтобы получить свои award points и утверждает, что на этом зарабатывает 3-4К net в год. Я верю, но считаю cost-benefit маленьким, мне жалко времени и willpower depletion на заполнение и контроль всех этим экспенсов.
- Жилье "для себя"
Я затронула ипотеки в доходах. Что я могу сказать в плане расходов? Лучше не вкладываться в дом "для себя" если это не хорошая инвестиция. Точнее не так. Вкладываясь в дом для себя, надо понимать для чего это делаешь: для потребления или как инвестицию. Часто молодые пары или даже совсем не молодые max out on mortgage, который съедает большую часть дохода. Плюс к дому вложение в дорогую перестройку, ремонт и мебель. По статистике от 30 до 60% ремонтов превышают бюджет. В Америке, средняя цена кухни 30К, переделка ванной 15К. Это среднее по стране, где средняя доналоговая зарплата на household - 60K.
Я не говорю, что не надо покупать жильё или его ремонтировать. Я говорю, что исключительно с финансовой точки зрения покупать жильё надо не там, где живёшь, а там, где жильё - это хорошая инвестиция. В каком-то FB перепосте я видела фразу own where you can afford, rent where you want to live. Это об этом. Но caveat тут опять же в том, что покупка там, где мы можем себе позволить, должна иметь финансовый смысл. В плане ремонта - его надо рассматривать как проект, и с финансовой точки зрения он должен повышать ценность дома так, чтобы NPV>0. 50% людей в Америке, говорят, что делают ремонт для повышения цены недвижимости, я бы очень хотела посмотреть на результат - повысили ли? на моем скромном опыте ремонт может повысить стоимость жилья или cash flows от него в ограниченных случаях: 1) добавление жилых кв метров 2) преобразование в жилое пространство - development work 3) косметика - недорогие вложение в покраску стен, ремонт пола, упрощение или обновление дизайна 4) когда есть доступ к очень дешевой рабочей силе, что часто сам и есть. У всего у этого большие opportunity costs и часто это работает только в определенных условиях, например, экономический спад, доступ к дешевым development ресурсам и т.п. Моя интуиция мне говорит, что большинство ремоваций имеют негативный NPV. Как вы думаете?
Экстраполируя этот пункт за грани недвижимости,  частая ошибка с точки зрения финансов - это вложиться в дом, отпуск или детей так, что на своё образование и внешний вид времени и финансов не остаётся. Это только усиливает круг "жизни на счета", так как без первых двух сложно вырастить доход.
А как на счет жизни сейчас и в свое удовольствие?
Я думаю, что важно отмечать свои успехи. Отмечать бонусы, личные и семейные достижения, чтобы понять, зачем зарабать вообще и надо ли оно. Эти вещи могут быть в меру иррациональными. И важно действительно мочь позволить себе то, на что тратишь. Инвестиции в опыты (experiences) лучше чем в вещи, но и они уже имхо давно стали консьюмеризмом.
А как вы думаете, на что стоит тратить, на что нет?
ПС я извинаюсь за неотредактированный и несколько dry текст, но времени править больше нет,  а дописать я обещала;) где можно провесить орфографию удобно, если нет русской клавиатуры и настроек?
 
 
 
Balsarabalsara on February 27th, 2017 06:02 pm (UTC)
А что для вас потребительские путешествия?
Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 08:51 pm (UTC)

Путешествия поесть, посмотреть и погреться, например

(no subject) - balsara on February 28th, 2017 05:06 pm (UTC) (Expand)
***: vegas_albina on February 27th, 2017 06:12 pm (UTC)
А путешествия???
Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 09:28 pm (UTC)

Путешествия я для себя отнесла в потребление, так как после определённого количества они уже не сильно расширяют сознание и приятный эффект от них временный/короткий.

Мне сейчас нужно какое-то большое приключение или специальное мероприятие чтобы они привносили что-то по-настоящему новое

snezanellesnezanelle on February 27th, 2017 06:14 pm (UTC)
Заинтересовалась вышеупомянутой "Pedigree", стОит ли читать? Похожа ли на outliers the story of success by malcolm gladwell?
Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 08:49 pm (UTC)

Стоит ли - вопрос интересов и предпочтений) не похожа на outliers - прочитайте короткое описание на Амазоне о том, о чем книга

messy_tortillamessy_tortilla on February 27th, 2017 09:21 pm (UTC)
могу подписаться почти под каждым словом. вообще мы как-то пришли к той же стратегии в отношении собственных расходов, о который ты пишешь. те статусные рестораны и прочие подобные места важны, и тратим мы на них не меньше чем раньше, но они остались для нетворка. для себя места попроще (в торонто это не значет хуже, тут если допольно большое количество этнических полузабегаловок где можно нарваться на неплохую еду, их и исследуем). путешествия тоже теперь по другому планируются, урезать будем то что без какого-то дополнительного value. но мне честно говоря повезло что к текущему моменту я уже прилично покаталась по миру, настолько, что это уже начало приедаться. приезжаешь в новую страну а там все то же, как бы по снобски это не звучало. в этом смысле перерыв в интенсивности поездкок возможно пойдет на пользу. да и вообще, тут так много сейчас драйва на месте, что такой тяги к перемене мест пока нет
недвижимость. наученные московским опытом мы решили не вкладываться в недвижку "во имя идеи" здесь даже когда появится такая возможность. тут народ покупает как только банк дает добро, вот уж чур меня. единственный аргумент для нас сейчас для покупки - если это финансово настолько выгодно, что не вкладываться означает фин потерю здесь и сейчас (аренда прилично выше моргиджа). но по нынешним временам это вообще не так. аренда несет свои плюсы в виде свободы передвижения, меньших костов и меньшего гемороя по обслуживанию/поддержанию дома. до школы детской аренду будем выбирать по принципу транспортной доступности и близости к работе (с младенцами очень не хочется терять много времени на комьют). когда начнется школьный период будем выбирать по школьным округам (тут тоже проблема с рейтингами, индексами, вот этим вот всем).
машины нет и пока (вот уж пол года нет) она и не нужна. благословен убер!
ну и да, самое ценное это купить время на себя и свои дела. так что няни/садики вот это все - это то, на чем экономить будем в последнюю очередь. потому что если не разгрузить себе руки и голову ни о каких шагах вперед речи идти не будет.
Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 09:37 pm (UTC)

Это я тебе ниже ответила)

Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 09:36 pm (UTC)

Да, мы тоже 1) я очень много ездила и напутешествовалась ещё до инсеада, там поняла как путешествовать можно по-другому с компанией, мероприятиями и тп 2)rent where you live strategy ради гибкости передвижения 3) продаю машину и не собираюсь новую

iskra_diiskra_di on February 28th, 2017 05:58 pm (UTC)
у меня в багажнике лежит спортивная сумка (потому что я не знаю, когда на этой неделе будут моменты), покрывало посидеть в лесу, потому что я понятия не имею, когда поеду в лес, а летом так и корзинка с ножиком и сменой одежды. а еще книга отдать тому-то и вторая книга отдать кому-то второму. и это в городе, где у меня от дома до работы страшно далеко -целых 20 минут езды. мне это позволяет жить в моменте. я могу сесть и уехать в соседнюю страну с утра, если приспичат дела. наверное моя жизнь намного более громоздкая, не представляю, как жить без авто, особенно если маленькие дети, ведь детские кресла сильно не в каждом такси доступны
Crazy BM's Diaryvasilisa_klug on February 27th, 2017 09:55 pm (UTC)
А зачем нужны нетворкинг-ужины? Инвесторов для своих идей так не найти (по крайней мере, smart money не так находят, а не smart - это только геморрой на будущее). Работа, клиенты?
Я просто всегода посмеивалась над этой концепцией, в итоге без нетворкиг-диннеров вышла на уровень в своей индустрии, так что и работа приходит интересная сама, да и просто знакомства с интересными людьми и приглашения на всякие интересные события.
Marina: pic#111813206emamster on February 27th, 2017 10:08 pm (UTC)

Нетворкинг ужины чтобы знать о потенциальных возможностях во всех областях жизни, которые сам не найдёшь. Это очень широкая категория от alumni events до ужинов со знакомыми, потенциальными клиентами и тп. Инвесторов скорее всего не найдёшь, но prospects вполне.

Работа сама нас находит чаще всего только в тех областях где у нас очевидные credentials, что обычно узко. Если хочешь поменять область, страну, роль или сам искать свою компанию, то как без этого обойтись?

(no subject) - vasilisa_klug on February 27th, 2017 11:12 pm (UTC) (Expand)
victoria_cher on February 27th, 2017 11:52 pm (UTC)

Согласна с вами, если хотеть действовать рационально, то подход хороший. Но как же сложно, живя в Англии, не стремиться к покупке недвижимости для себя 'ради идеи'!

Ещё мне кажется необходимыми выделять деньги на редкие приятные импульсивные траты и 'создание места празднику'!:-)

Marina: pic#111813206emamster on February 28th, 2017 12:15 am (UTC)

А что в Англии способствует покупке недвижимости "ради идеи"? Насколько я люблю недвижимость, в Англии (ок в Лондоне) мне это особенно сложно представить, или просто я не могу позвонить себе свои идеи 😂

Я только за праздник, если он не ведёт к личному финансовому кризису)

(no subject) - victoria_cher on February 28th, 2017 12:52 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bleu_claire on February 28th, 2017 11:29 am (UTC) (Expand)
(no subject) - victoria_cher on March 1st, 2017 12:34 am (UTC) (Expand)
(no subject) - emamster on March 2nd, 2017 07:09 pm (UTC) (Expand)
bleu_claire: pic#96922171bleu_claire on February 28th, 2017 12:20 pm (UTC)

Можно я растекусь мыслию по древу ибо тема, как водится, больная. Tell me when to shut up.

Во-первых, хочется уточнить – это ideas чтобы повысить свое счастье или больше «как правильно потратить чтобы в итоге выйти на новый уровень и больше заработать»? Мне кажется, больше второе..?

Если это так, то мой ответ наверное построен на моих собственных personal experience и окружении. Так что зарнее оговариваю это – не претендую на универсальность.

Для нашего возраста (25-40) мое личное мнение, что лучший способ «выйти на новый уровень» дохода или качества жизни это окружить себя людьми на этом уровне. За последний год я видела несколько историй когда выход к высоким заработкам лежал исключительно через друзей-приятелей – например, хороший мальчик женился на девочке страше его. У девочки была подруга с работы. Они с подругой и мужьями поехали вместе на выходные на острова, мужья сошлись с первой совместной самокрутки в клубе и полгода спустя у мальчика работа, которых единицы в Лондоне и которую не найти через рекрутера или официальные тусловки. И теперь у его брата тоже новые возможности тк «семье нужно помогать». Я таких историй видела немало за последние пару лет – но disclaimer – может быть это особенность этой тусовки. Иногда просто общение в людьми открывает новые горизонты в своей же голове и начинаешь думать на новом уровне – думать о собственом деле, Harvard MBA etc etc.

В теории просто, на практике есть несколько НО. Первое НО – чтобы тусоваться с «интересными» и успешными людьми этим людям должно быть с тобой интересно. И здесь не угадаешь и себя не изменишь –кому то нужны сообщники для Килимонджаро, кому-то чтобы дорожку в клубе разделить, кому-то чтобы держали их “grounded” и напоминали, что за стенами ресторанов в Mayfair есть real life. Второе НО – общение с «успешными» в нашем возрасте дорогое удовльствие – ужины как правила не проходят в Café Rouge, совместный отпуск часто подрузумевает дорогие destinations etc etc. Это можно обойти если честно поговорить и поставить границы но it’s a drain. Последнее НО – больше для мужчин – для многих постоянное общение с кем-то кто успешнее тебя бьет по самооценке и демотивирует в итоге.

П.С. Для девушек ты опустила способ, который описывал еще Теккерей в Ярмарке Тщеславия – инвестируй с внешность, харизму и окружение. Красивые и приятные барышни нужны в любой компании и при правильной стратегии обычно находится и большой капитал (в лице мужчины или хорошей работы найденной через connections). Но для большинства твоих читателей наверное уже не релевантно.

Marinaemamster on February 28th, 2017 12:30 pm (UTC)
Да, ты првильно поняла, тут исключительно про второе, счастье-смысл и тп - это отдельная тема

про тусовки - это я называю нетворкинг, как раз не такой, где стоишь с бокалом на ивенте в 300 человек, а "закрытые тусовки" о которых ты пишешь. и дорогие рестораны и поездки тут же как часть нетворкинга, в которые надо инвестировать. Мы абсолютно об одном и том же!)

про внешность и выйти замуж я написала, как же)
wellwhocares: mewellwhocares on February 28th, 2017 03:56 pm (UTC)
Думала, что можно добавить. Детей. У меня это основная часть расхода. Приходится сильно урезать бюджет на себя, но на данном этапе я бы не стала делать иначе. The most rewarding investment of all so far
Marinaemamster on March 1st, 2017 03:25 pm (UTC)
Дети - инвестиции в смысл жизни) с точки зрения финансов так себе инвестиции, эх;)
matrioshamatriosha on March 1st, 2017 03:03 pm (UTC)
мой прорыв в мышлении последних буквально месяцев это образование. именно по причинам про которые ты пишешь - раньше я просто знания приоритезировала

в целом согласна очень, про путешествия тоже. Мой эксперимент с ограничением трат сейчас - это как раз-таки понять, где есть баланс: сохранить счастье, и иметь больше денег для инвестиций.

Про путешествия: стала разделять путешествия для сдвига сознания и все остальное. Я очень ценю идею "человека мира" - когда сел на самолет и полетел в берлин пить кофе, но совершенно верно, при доступности всего этого, все это в какой-то момент надоедает (как шмотки), потому что и правда становится консьюмеризмом. Но есть путешествия, которые расширяют сознание, и которые очень круты. Мое летнее - самый лучший пример этому, я прямо пересмотрела стратегию всего, что я делаю.

Про жилье: в сегодняшнем мире дешевых кредитов, я достаточно серьезно рассматриваю вариант типа "если я буду переезжать, то я продаю здесь - покупаю в новом месте, и через сколько-то лет снова продаю. Моя сумма денег увеличивается". Но при этом считаю, что где-то в мире должен быть дом, куда можно вернуться, если вдруг все пошло не так, и он мне практически ничего не стоит для жизни. А в остальном согласна с тобой абсолютно.
Marinaemamster on March 1st, 2017 03:34 pm (UTC)
ага, я про путешествия выше в комментариях о том же. критерии для расширения сознания сильно усложняются, когда уже очень много напутешествовался. После инсеада к поездкам стала относится не как к событию, а просто как к факту. Америка на два дня если там что-то важное - легко, не как раньше "если через океан, то на две недели". Кто бы еще отменил часовые пояса))

Я не уверена, что надо покупать недвижимость в новых местах - rent where you live дает свободу к постоянному поиску лучших возможностей, а собстенность как раз там, куда можно и вернуться, если что. Зависит от географии и конкретных ситуаций
matrioshamatriosha on March 2nd, 2017 04:44 pm (UTC)
добавлю еще про машины. Мне оч оч нравится тренд "машина по подписке" и "машины без водителей". И то, и другое избавляет от необходимости покупки машины. Я с момента получения прав так и не купила машину - обслуживание/парковка/налоги стоит дороже, чем аренда электрических машин, которые у нас по всему городу
Marinaemamster on March 2nd, 2017 05:02 pm (UTC)
для меня это вопрос времени, а не денег даже. Я ненавижу ее чинить, заправлять, проходить техосмотр, замазывать царапины, мыть (!!). Если бы она это все сама делала, то я бы хотела свою, а не снимать. Как вариант мне бы sharing этих услуг лучше)
(no subject) - matriosha on March 2nd, 2017 05:37 pm (UTC) (Expand)
Марина Аршиноваil_canone on April 23rd, 2017 08:04 am (UTC)
"Некоторую часть детской мотивации можно решить, поместив детей в те места, где "круто" быть умным, активным и инициативным."

по моему опыту, это не некоторая часть, а все 100%